Исследование технической составляющей гигантов электронной коммерции в 2014-м году
Платформа или CMS магазина играет одну из ключевых ролей в его работе. Она должна обеспечивать и быструю отдачу страниц клиентам, и удобное управление магазином для менеджеров. Особенно, когда речь заходит о крупных интернет-магазинах с большим количеством товаров в каталоге и огромным количеством одновременных посещений.
От выбора платформы зависит насколько быстро вы сможете реагировать на увеличение клиентской базы или базы каталога, сколько времени будет занимать поддержка и добавление новой функциональности. И о выборе CMS нужно задуматься в самом начале, ещё при планировании создания интернет-магазина, так как потом переехать на другой движок будет не очень просто.
Чтобы нам было проще определиться с выбором, давайте посмотрим на каких платформах работают 200 крупнейших интернет-магазинов России из рейтинга «Коммерсанта». Я проанализировал весь список сайтов, и собрал информацию об используемых технологиях. И так как этот список довольно большой, то здесь я приведу лишь сводные данные. Но вы можете ознакомиться с полным перечнем в гугл-документе.
График распределения платформ среди крупнейших интернет-магазинов в России
На многих сайтах довольно сложно определить используемый движок — следы присутствия либо хорошо скрываются, либо используются не очень популярные самодельные движки от веб-студий, разрабатывавших магазин. Все эти магазины попали в категорию «Собственная разработка».
Как видно из графика, большинство интернет-магазинов работает на движках собственной разработки. Однако, это совсем не означает, что если вы хотите создать успешный магазин, нужно начинать с создания собственной платформы. Скорее, здесь повлиял тот факт, что многие из представленных в выборке магазинов были созданы довольно давно, когда ещё не существовало функциональных платформ для электронной коммерции, да и сама электронная коммерция была на зачаточной стадии развития. Сейчас этим компаниям приходится тратить много времени на расширение своих платформ и добавление новой функциональности, так как разработчикам нужно потратить больше усилий, чтобы разобраться в коде таких систем, а так же изменить его, не сломав других компонентов. Ну и вторая причина — это желание игроков рынка скрыть следы присутствия общеизвестных платформ, так как обнаружение уязвимости в коде движка может привести к угрозе безопасности всех работающих на нём сайтов.
На втором месте по популярности оказался 1С-Битрикс, благодаря встроенной интеграции с остальными продуктами 1С и большим лобби этой компании в России. Остальные платформы используются на порядок меньше. И даже самая популярная в мире платформа для электронной коммерции в мире — Magento — в России только набирает обороты, и вероятнее всего будет занимать всё бо́льшую долю. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на график распределения приложений для интернет-магазинов в мире (данные Wappalyzer за 2014 год).
Доля рынка платформ электронной коммерции в мире, в %
Как видно, здесь ситуация несколько иная. Magento по праву лидирует, так как является самой мощной в плане функциональности, и самой расширяемой платформой (несколько десятков тысяч плагинов доступны в каталоге расширений, в том числе и для интеграции с 1C). При этом она имеет бесплатную версию, доступную всем желающим, безо всяких ограничений накладываемых на работу магазина.
На втором месте расположился WooCommerce, который на самом деле не отдельная платформа, а расширение для движка блогов Wordpress. Соответственно, такое решение подходит лишь для частных небольших магазинчиков с маленьким каталогом товаров.
Теперь вернёмся обратно в Россию. Хотя множество магазинов и скрывают свои движки, или имеют свои разработки, мы в большинстве случаев можем узнать серверный язык программирования, на котором написаны интернет-магазины.
Использование языков программирования в крупнейших интернет-магазинах России
Здесь безусловным лидером является PHP, который заодно является и самым популярным языком программирования веб-сайтов в мире. Причиной этому является простота в изучении языка, высокая скорость работы приложений написанных на нём. Следовательно, магазинам, использующим PHP легче найти новых разработчиков, чего не скажешь даже об ASP.Net.
Perl является прародителем PHP, и уже устарел. Этим объясняется его использование только самыми старыми игроками рынка, создававшими свои магазины в эпоху популярности этого языка. Новых интернет-магазинов на этой платформе нет, да и использующие его магазины постепенно переходят на современные решения.
Ruby используется только купонными сайтами, и серьезных магазинов с большим каталогом на этом языке нет, поскольку низкая производительность и требовательность к ресурсам являются самым известными его недостатками. Использование Ruby можно объяснить лишь возможностью быстрого создания приложения с нуля, и меньший объём кода, необходимого для решения задачи, по сравнению с другими языками.
C Java ситуация более интересная, хотя в общей статистике она и занимает только третье место, совершенно иная картина предстаёт, когда мы рассматриваем первые десять сайтов по объёму дохода.
Использование языков программирования в 10 крупнейших интернет-магазинах России
Здесь уже PHP не является явным лидером, поскольку Java исторически получила репутацию более надёжной платформы с лучшей производительностью. К этому так же стоит добавить превосходство базы данных от Oracle, работающей с Java, над MySQL — самым популярным движком баз данных для PHP.
Стоит, однако, заметить, что PHP не стоит на месте, и последние разработки привели к нивелированию превосходства Java в скорости. К тому же некоторые платформы (например, Magento) предлагают поддержку базы данных Oracle из коробки. Из этого можно сделать вывод, что популярность Java в дальнейшем всё же будет уменьшаться.
Какие выводы можно вынести из всего этого исследования? Если вы хотите создать успешный интернет-магазин по примеру крупнейших игроков рынка в России, нужно использовать платформу на языке PHP, например, популярный в России Битрикс от 1С, или самую популярную в мире — Magento. Этот выбор позволить вам быстро создать интернет-магазин с базовой функциональностью, без больших вложений, а так же в дальнейшем без усилий расширять приложение на несколько серверов, при увеличении количества покупателей.
Если вы знаете на каких платформах работают магазины, движки которых я не смог определить, оставляйте информацию в комментариях, и тогда данный пост обновляться в соответствии с новой информацией.